Пресса> Телевидение> Радио
Девушкам, чье детство пришлось на советские годы, увлечение актрисы Елены КСЕНОФОНТОВОЙ близко и понятно. В те времена германская кукла, которая умела хлопать ресницами и говорить "мама", была для многих недосягаемой мечтой. Иногда, увидев в магазине занятную игрушку, я сожалею о том, что уже выросла. А вот Елена с удовольствием покупает кукол и сейчас. Правда, стоят они не одну тысячу евро и сделаны настоящими мастерами.

Актриса, театр, куклы - цепочка выстраивается вполне логично. Квартира Ксенофонтовой напоминает закулисье Карабаса- Барабаса. Сама хозяйка уже не помнит, как из восторженного ценителя превратилась в одержимого коллекционера. Она готова отдать за понравившийся экспонат любые деньги и ужасно огорчается, если вдруг его кто-то перекупает. Многие из тех фигурок, что украшают ее жилище, можно смело назвать произведением искусства. И конечно, с каждой из них связана какая-то удивительная история.


Лена, первая мысль, которая возникает при виде этого богатства, - что его хозяйка в детстве не наигралась...
Елена КСЕНОФОНТОВА:
 "Мои друзья говорят мне то же самое, но в действительности игрушек в детстве мне покупали много. Кукол я обожала. Мама шила и вязала мне одежду для пупсов. Из коробок от посылок я сооружала домики, наклеивала внутри обои, мастерила мебель. А моя младшая сестра, наоборот, все это не любила и разрушала. Поэтому у нас постоянно возникали ссоры, я жаловалась маме: "Убери ее!" Даже не помню, как начала собирать свою коллекцию. Куклы окружали меня всегда, но я не знала, что существует целая культура. Возможно, первую фигурку мне кто-то подарил, я выяснила, кто ее сделал, зашла в Интернет, прочитала про выставку, созвонилась с галеристами - а дальше уже началась мания. В этом деле ты быстро становишься профессионалом: понимаешь, что тебе нравится, начинаешь различать, где хорошая работа, а где нет. В принципе, я могу купить и совершенно примитивную куклу, если почувствую с ней какое-то родство. Друзья говорят, что хотя на первый взгляд все экспонаты моей коллекции разные, на самом деле у них есть нечто общее - энергетика. Как говорится, каждому свое. Зачастую я прихожу на выставку или в галерею к какому-нибудь мастеру, вижу потрясающе красивые работы, но понимаю, что я их не куплю". 

Почему?
Елена: "Они "не мои". Да, они эффектные и очень профессионально сделаны, но я не вижу их в своем доме. Куклы ведь особые существа, они же "живые". А когда их много, это целая армия. И если ты с ними не совпадаешь - они против тебя. И могут поглощать твою хорошую энергию, а взамен давать что-то чуждое. К тому же их иногда не воспринимают дети, элементарно боятся. Если вы обратити внимание, у меня нет агрессивных и механических кукол. Последними я наслаждаюсь на выставке, но никогда их не куплю.

 

Вы "сумасшедший" коллекционер?
Елена: "Наверное. Когда я приезжаю в другую страну отдыхать или на гастроли, первое, о чем спрашиваю, - есть ли в городе какая-нибудь фабрика по производству кукол и могут ли меня познакомить с мастерами. В Испании, в Мадриде, меня привезли на чудесную маленькую мануфактуру. Ее владельцы - бабушка с дедушкой - делают просто фантастические кукольные домики! К сожалению, в тот раз у меня было не так много времени, но я сказала, что обязательно к ним вернусь, уже придумала эскиз для будущего домика и даже выделила для него место в спальне. Это будет большой трехэтажный замок с множеством комнат. Хочу провести туда все коммуникации - воду, тепло, свет. Получится как настоящее жилье. Испанцы обещали, что дизайн можно продумать вплоть до настольных ламп".

А в России есть хорошие кукольники?
Елена:
 "Да, эта культура очень развита. Есть настоящие профессионалы не только в Москве и Питере, но и в Ярославле, Пензе, Новосибирске. Кстати, одна из первых выставок, на которую я попала, проходила в Нижневартовске. Мы были там с гастролями - играли спектакль. В перерыве я спустилась в буфет и увидела объявление о том, что неподалеку проходит выставка. Причем куклы были из Москвы - как на продажу, так и из частных коллекций. И конечно же, мне понравились экспонаты, которые были чьей-то собственностью. Со мной случился какой-то коллапс: в слезах я уговаривала хозяйку галереи продать мне эти чудесные создания. Она созванивалась с владельцами, те не соглашались .. В итоге так ничего и не вышло. Я купила единственную куклу - вот эту, в воздушном голубом платье. Она называется Тучка. Познакомилась с мастером, который ее делал. Эта женщина потом специально смастерила куклу, которая, как все утверждают, просто моя копия.
А вот эти милые зайки напоминают мне мою младшую дочь Соню. Когда они появились, Сонечка еще не родилась. Но сегодня я смотрю на них, и мне кажется, что именно так моя девочка будет выглядеть годика через три... У меня есть несколько работ кукольницы Светланы Дубодел, и я считаю их одними из лучших в своей коллекции. За одной из этих кукол я очень долго охотилась, она была выставлена на аукцион. Но я убедила Свету мне ее продать. Кукольницы - немного сумасшедшие люди в том плане, что им важно, в чьих руках окажется их детище. Мне очень приятно, что обычно мастера мне доверяют".

Ваше хобби - недешевое удовольствие? 
Елена: "Хорошие куклы стоят дорого и очень дорого - от двухсот долларов до двадцати тысяч евро. Слава богу, что мои родственники об этом не знают. (Смеется.) Но, в конце концов, я сама зарабатываю и могу доставить себе радость. Кто-то тратит деньги на бриллианты и меха, а я к этому равнодушна... Вот обратите внимание на эту фигурку. Она называется "Танец цветов" и изготовлена из очень хрупкого материала - паперклея. Если она упадет, то просто рассыплется. Это как глина. Каждый волосок здесь лепили вручную. Одежда выполнена из бумаги, которую изготовили тибетские монахи. На нее наклеены цветочки. Помимо того что это очень тонкая и серьезная работа, кукла, что называется, с настроением. А вот этой красивой барышне в свадебном наряде хочется посочувствовать. Как видите, она очень расстроена. По щекам бегут слезы. Композиция называется "Неравный брак".

 

А где же старый муж этой красавицы?
Елена:
 "Его нет! Я не рискнула принести в дом такое чудовище. (Смеется.) Очень сложно сделать мягкую, "живую" куклу из дерева, но у меня такие есть. И они вовсе не выглядят как Буратино. Вот этого мальчугана смастерила кукольница из Германии. Посмотрите, какая тонкая техника: у фигурки даже вывязано нижнее белье! Этот рыжий мальчуган стоит целое состояние. Я хотела еще и бабушку купить у того же мастера, но ее перехватили. Расстроилась ужасно... Есть у меня работы еще одной кукольницы - она наполовину немка, наполовину китаянка, но у нее куклы растиражированы. Я же человек амбициозный и хочу, чтобы экспонаты моей коллекции были эксклюзивными".

А это действительно эксклюзив? 
Елена:
 "Вы нигде не встретите ничего подобного. Можно увидеть похожую фигурку, особенно если это касается фарфора. Болванка одна и та же, но лицо - глаза, нос, губы - вырисовывается вручную. Серьезные мастера используют винтажные кружева, ткани, которых в любом случае не хватит на множество экземпляров. Мои куклы неповторимы! История вот этой печальной леди из серии "Меня никто никогда не полюбит" весьма в этом плане показательна. В Киеве мы снимали очень серьезную картину "Женщина, не склонная к авантюрам", у меня были довольно тяжелые сцены. После третьей я попросила перерыв. Решила прогуляться минут сорок - "очистить голову". Завернула за угол и наткнулась на кукольную галерею. Особо мне там ничего не понравилось, но когда я поймала взгляд этой печальной барышни, то сначала впала в оцепенение, а потом стала выспрашивать у продавцов, сколько она стоит. Выяснилось, что фигурку выставили в витрину, чтобы привлечь покупателей, но она не продается. Я стала просить, чтобы созвонились с мастером, предлагала любые деньги. Но кукольница тоже мне отказала, объясняла, что у нее с этой работой связаны какие-то личные переживания, пообещала сделать копию, неотличимую от оригинала. Я говорю: "Вы же понимаете, что точно так же не выйдет". Она настаивает: "Я пришлю вам фотографию, когда лицо будет готово, и вы увидите сами". Прислала. Действительно, оказалось очень похоже. Я сказала: "Хорошо, делайте куклу, раз вы все равно начали. Я приеду на озвучку картины и посмотрю, что в итоге получится. Но я оставляю за собой право не выкупать фигурку, если она мне не понравится". И вот я снова отправилась в Киев, мы встретились у дома той женщины. Она молча протянула мне коробку. Я ее открыла и... узнала ту самую куклу, которую увидела в галерее. Мастер просто не смогла еще раз создать такой шедевр".

 

Судя по всему, Лена, вы очень целеустремленный человек и умеете добиваться своего. 
Елена:
 "Это правда. Однажды я приехала на выставку и купила там сразу семь кукол, потратив вс деньги, которые у меня были. А потом увидела вот это чудо. Она стоила пять тысяч евро, а у меня в кармане было всего сто рублей. А там очень важно до открытия выставки "застолбить" куклу - дать аванс, чтобы ее не купил другой коллекционер. И вот я стою, смотрю на нее и плачу. Так и простояла до самого закрытия. На следующий день пришла снова - моя любимица красовалась на том же месте. Я стала надеяться, что, может, мне повезет и ее не купят. Думала: "Ну и отлично, пусть она уедет обратно в Германию, а на следующий год я ее обязательно приобрету". Даже рассказала о своих переживаниях моему на тот момент еще будущему мужу. И вот в последний день выставки прихожу и вижу, что куклы нет! Продавец говорит: "Ее купили". Все, я думала, что прямо там умру. Меня не радовали даже остальные семь кукол... А потом мы встретились в кафе с будущим мужем, и представьте: он достает из пакета коробку, а там - Она! Я чуть его не убила. Со мной же мог инфаркт случиться от таких потрясений! Но, конечно, было безумно приятно... А еще одна занимательная история связана вот с этой леди в интересном положении. Чем-то она меня очень зацепила: эти ее кривоватые ноги, беременность, весь ее странно-нелепый вид... Она стоила очень дорого. Даже для меня. Я рассказала о ней мужу и улетела на гастроли в Новосибирск. Но, видимо, мысль об этой кукле так меня захватила, что я почему-то стала обсуждать ее с соседом в самолете. Обаятельный был мужчина, к тому же оказался поклонником моего творчества. И он как-то очень умно меня порасспросил: что за кукла, в какой галерее выставлена. Приезжаю с гастролей - а мой любимый муж преподносит мне ее в подарок! В галерее мне потом рассказали, что к ним заходил мужчина, очень похожий по описанию на моего соседа из самолета. Он тоже хотел купить мне эту красотку. Галеристка призналась: "Лена, мы не стали говорить этому господину, что другой мужчина купил эту куклу для вас, мало ли что..." Так что она могла достаться мне дважды".

А любимицы у вас есть? 
Елена:
 "Хотите, чтобы обиделись остальные? (Смеетея.) Если честно, то, конечно, есть. До недавнего времени лицом моей коллекции была кукла, которая называется "Женщина-библиотека", со шкафчиками вместо юбки. Это произведение украинского мастера, она делает полумеханических кукол. Еще мне очень нравится вот эта девочка с лошадкой. Я приобрела ее в прошлом году в Манеже. Мастер впервые привезла в Москву свою коллекцию шарнирных деревянных кукол и, наверное, из скромности поставила за них очень низкую цену. Я, конечно, сначала купила эту девочку, а потом сказала автору: "Что же вы свои работы так дешево оценили? Поверьте, они стоят гораздо дороже". Посмотрите, у этой малышки двигается абсолютно все: голова, руки, ноги. А самое главное - какое живое, выразительное лицо! И при этом она деревянная".

 

Наверное, у ваших экспонатов особые условия хранения?
Елена:
 "Я заказала для них специальные стеклянные витрины. Фигурки пылятся, боятся влаги. Хотя чем старее кукла, тем лучше, - это придает ей особый шарм".

И ничего за это время у вас не сломалось, не разбилось? 
Елена:
 "Разбилась одна кукла, но это произошло не у меня (я подарила ее своей лучшей подруге). Была страшная трагедия. Кукла разлетелась вдребезги: она была сделана из паперклея. Подруга рыдала, даже я всплакнула".

Дети понимают, что мамины "игрушки" трогать нельзя?
Елена:
 "Помню, у меня еще не было витрин и маленький Тима подошел к какой-то дорогой кукле. Протянул к ней ручонки, хотел ее схватить, но я так вскрикнула, у меня было такое лицо, что он все понял и больше уже на мои экспонаты не посягал. Соне, конечно, все интересно, и пока ей не объяснишь, что эта игрушка под запретом, она уже бьется головой о стеклянные витрины. Наверное, мне придется проглотить ключи от них". (Смеется.)

 

Не возникало желания самой смастерить что-то подобное? 
Елена:
 "Нет. Я с детства знала, что не смогу быть ни ювелиром, ни часовщиком. Сидеть и разбирать мелкие детали-абсолютно не мое. Но зато я способна ценить прекрасное, это тоже не каждому дано".

А устроить выставку коллекции хотите? 
Елена:
 "Такая идея есть. Причем я хочу сделать выставку кукол и елочных украшений (их у меня уже больше тысячи - я могу нарядить двадцать хороших елок). В прошлом году мне предложили выставляться сразу несколько галерей. Но, наверное, я выдвинула чересчур оригинальную концепцию, которую трудно воплотить в жизнь. Надеюсь, в этом году все случится. Друзья хором утверждают, что такую красоту прятать нельзя. До недавнего времени я была собственницей: мне не хотелось, чтобы кто-то видел мои сокровища. А сейчас я стала получать удовольствие от того, что мои куклы нравятся другим".

 

 

 

  

  

 

   

  

Инна Локтева.
Журнал ""Атмосфера" № 4 04.2012г.