Пресса> Телевидение> Радио

Хрустальное чудовище...

 
Спектакль поставлен по известной румынской пьесе Михаила Себастиана "Безымянная звезда" - пьесе, в силу любви к ней театра, кино и публики, ставшей нашим мифом и где только не популярной. Ее постановщик Евгений Гинзбург больше известен как кинорежиссер, однако теперь он станет известен и как автор одной из самых тонких трактовок этой драмы на нашей сцене. 
Его спектакль пленяет интеллигентностью режиссуры - абсолютно современной, однако лишенной авангардистских настроений. И тот, кто придет на знакомый сюжет, узнает его сразу же. На сцене все просто, точно и все на своем месте, как и требуется по пьесе. Уместился и маленький румынский городок с прелестными улочками в окружении гор, и небо, и железнодорожная станция с ее трогательной атмосферой и даже картой Румынии на стене. Вот пронесся знаменитый роскошный поезд, в котором богачи едут развлекаться в Бухарест, - тот самый поезд, с которого сошла Мона и который равнодушно прогремел своими тяжелыми вагонами, сотрясая тихую станцию и оставляя вдали наш городок с его обитателями. И вся эта панорама, созданная художником Петром Пророковым, так подробна, тонка и трепетна, что не может не вызывать ностальгии по канувшему куда-то настоящему, старому, "атмосферному" театру. 
И герои, появляющиеся на сцене, так правдивы и подробны, так тщательно отыгрывают все детали своего сюжета, что их живой и теплый мир не может не тронуть зрительское сердце. 
Вот начальник вокзала (Алексей Анненков) - лукавый и дотошный исполнитель своих служебных обязанностей, для которого вокзал - и есть его дом, мир и вселенная. Вот ученица (Надежда Селиванова), провожающая глазами поезд - грустная девочка, готовая стать взрослой и смущенная неясными мечтаниями. Вот ее учительница мадемуазель Куку - Ксения Худоба, забывшая о вечной фарсовой маске своей героини и живущая собственной трепетной жизнью, полной неожиданных мягких улыбок и тонких чувств; безнадежно влюбленная в коллегу-учителя, но не ставшая при этом ни нелепой, ни смешной. А вот и сам учитель (Сергей Виноградов) - тихий и скромный человек, погруженный в свой внутренний мир, недоступный окружающим.
Словом, все обитатели пьесы имеют собственное эксклюзивное измерение, раздвигая мир привычных образов-типов "Безымянной звезды". Эти герои вполне могли бы принадлежать как нашим, так и каким-нибудь иным временам. Все - кроме главной героини, именем которой и назван спектакль.
Кто же эта спорхнувшая с поезда-призрака Мона, эта таинственная звезда, озарившая жизнь простого учителя, но так и не отклонившаяся от своего пути? В отличие от всех остальных, Елена Ксенофонтова блеснула игрой на максимальное слияние с духом нынешних дней.
При ее появлении в небе загораются сразу все звезды, и она встает на фоне неба и гор в своем полупрозрачном платье, с хрустальным насмешливым голосом, с мгновенной и царственной властью над миром. Ее холодная и точная поступь, ее порочный почерк и изящный цинизм дают фактуру личности типично нашу, узнаваемую во всевозможных бизнес- и подиумных леди XXI века. Да, мы узнаем в ней нашу родную московскую "вумэн", наделенную ледяным самообладанием и авантюрными манерами дорогой красавицы. Манящая, пьянящая, провоцирующая, острая как лезвие бритвы, она обладает опасным шармом. А ее грация пронизана агрессивностью природной хищницы. Стремительная и циничная, она молниеносно расправляется с мужчинами, посмевшими ее обидеть, играя с ними, как кошка с мышью. Мгновенно выкручивая им руки, хватая за нос и швыряя наземь неотразимыми приемами ближнего боя. О, она выигрывает в любой ситуации. Ее реакции молниеносны, а стальная хватка победительницы может служить образцом и примером в манипуляции сильным полом.
И вот подобное существо, это "хрустальное чудовище", попадает в зону сплошных чудаков и романтиков - ко всем этим одержимым мечтателям, сдвинутым музыкантам и полоумным учителям, - оказавшись в другом мире и в другом измерении. "Несовместимо!" - воскликнет любой. И надо быть именно таким близоруким чудиком, как наш учитель астрономии, чтобы не понять очевидного.
Прощай же, опасная Мона! Лети дальше по своей орбите, подтверждая мысль о роковой предопределенности нашей жизни, несмотря на минутные ослепления. С чем же остается в итоге зритель? С запечатленным образом новоявленной русской женственности, выведенной как тип. Да, времена разительно изменились, а вместе с ними и люди, и нравы. Пьеса, написанная в 1942 году и перенесенная в XXI век, явила нам новый актуальный женский идеал. На который смотришь, восхищаясь и страшась. Нежная звезда Себастиана опустилась на нашу почву.

  

 

 

Ольга Игнатюк.

Газета "Культура" №45 от 20.11.2009г.