Пресса> Телевидение> Радио

ЖИЗНЬ В ОКРУЖЕНИИ

ЕЛЕНА КСЕНОФОНТОВА - АКТРИСА ТЕАТРА П/Р АРМЕНА ДЖИГАРХАНЯНА. ИГРАЕТ ПРИМЕРНО ЧЕТЫРЕ СПЕКТАКЛЯ В МЕСЯЦ - ГРАФИНЮ В "БЕЗУМНОМ ДНЕ, ИЛИ ЖЕНИТЬБЕ ФИГАРО", НАТАШУ В "ТРЕХ СЕСТРАХ", ДЖЕННИ В "ТРЕБУЕТСЯ ЛЖЕЦ!"... МНОГО СНИМАЕТСЯ, САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ ЕЕ РОЛИ - В ТЕЛЕВИЗИОННЫХ СЕРИАЛАХ "ДОЧКИ-МАТЕРИ", "СЕРДЦЕЕДКИ", "КРАСНАЯ КАПЕЛЛА"... ЕЛЕНУ КСЕНОФОНТОВУ )С( ПОПРОСИЛ РАССКАЗАТЬ О ТОМ, КАК СКЛАДЫВАЮТСЯ ЕЕ ОТНОШЕНИЯ С ПОКЛОННИКАМИ ПОЖАЛУЙ, ТАКОГО ЧИСЛА ПОКЛОННИКОВ ИЛИ ФАНАТОВ НЕТ СЕГОДНЯ НИ У ОДНОЙ АКТРИСЫ, К ТОМУ ЖЕ РАЗ В ГОД АКТРИСА ВСТРЕЧАЕТСЯ С НИМИ. В ЭТОМ ГОДУ ТАКАЯ ВСТРЕЧА ПРОШЛА В КОНЦЕ ЛЕТА В ДОМЕ АКТЕРА. СТАВ СВИДЕТЕЛЕМ, КОРРЕСПОНДЕНТ )С( ЛИШЬ УВЕРИЛСЯ В ТОМ, ЧТО ЭТО - ТЕМА. ИТАК.


- Лена, а с чего, как это началось?

- Постепенно в театр стали приходить люди и писать на разные сайты, форумы. У меня не было компьютера и мне рассказывали, что очень многие интересуются мной, открывают мне посвященные странички. Начали советовать создать свой сайт, потому что это удобно. Я придумала идею, написала тексты сама. Всё, что там написано, - всё это от меня. У меня был такой кураж, я села и за два вечера написала. И вдруг мне начали писать.

 

- А с чего же тогда все началось, что можно считать отправной точкой?
- Спектакли в театре Джигарханяна. В частности, спектакль "Фигаро" вдруг произвёл невероятное впечатление на людей, и они начали искать меня в интернете, заходить на мой сайт. Потом образовался целый "Клуб любителей спектакля "Фигаро" с участием Елены Ксенофонтовой", они стали ходить, звонить и спрашивать, когда я играю. Была неприятная история, с этим связанная. Я играла в "Трёх сестрах" Наташу. Выхожу я к концу первого акта. До этого мои партнёры играли очень хорошо, и вот я выхожу и начинается визг, крик, включение мобильных телефонов... Какой-то бред. Мне было стыдно, я ходила по театру и перед каждым извинялась. Ну вроде это не я же организовала, но это имеет непосредственное отношение ко мне. Я поняла, что это - проблема и ее надо решать. Я вышла к поклонникам и сказала: "Девочки и мальчики, милые, я вам очень благодарна (я действительно им очень благодарна, они меня питают, бывают моменты, когда они меня очень поддерживают), но это - всё-таки театр. Давайте будем смеяться, когда это действительно смешно. Давайте друг друга уважать". Они меня услышали, но не все сразу. Постепенно. Я выходила, пальцем им грозила... После злополучного проекта "Дочки-матери", где героиня - сильная женщина, у которой всё было плохо, она ребёнка потеряла, она вся 
несчастная, никому не нужная, и вот справляется и всеми руководит, после него у меня резко расширилась аудитория. Появились женщины предпенсионного возраста, взрослые мужчины и новые девочки. В момент выхода сериала "Дочки-матери" посещаемость сайта была 18 тысяч в день. А сейчас есть у меня картина или нет - две тысячи посетителей в день заходят. Сейчас уже в театре привыкли, но всё равно...


- Джигарханян не обижается?
- Мне порой очень неудобно перед ним. Это же новое поколение, они современные фильмы не смотрят, а уж старые и подавно. А он выходит, Господи, дай мне хоть чуть-чуть приблизиться по всему, по харизме по таланту, а он выходит в кепочке и слышит, как они кричат: "Елена Юрьевна, Елена Юрьевна!"

- И они затихают?
- Нет, они тогда что-то придумывают... Такая любовь. Сначала они писали перед театром на асфальте: "Елена Юрьевна, мы вас любим". В мой 
день рождения в парке возле театра устроили салют, тридцать с лишнем залпов. И большой торт, как два стола, на нём съедобный монитор с принтом - квадратиками ники постоянных участников форума на моем сайте. Этот торт несли несколько человек сама бы я его удержать не смогла. Я даже не могла поместить его в машину. Мне пришлось его отнести в театр, разрезать. Половину взять домой, половиной угостить. Он был очень красивый, но как всякий красивый торт не столь съедобен, потому что много крема... Мне было очень приятно! Но бывают и глупости... 

- Какого рода?
- Ну ты выходишь, стоит девочка. У тебя хорошее настроение, ты сыграла спектакль. Ты со всеми разговариваешь, но вдруг замечаешь её грустные глаза. Ты говоришь: "Что вы грустите? Всё хорошо". Вечером - письмо: "Елена Юрьевна, спасибо вам, вы меня сейчас вернули к жизни..." и дальше поток писем с рассказом про свою тяжёлую жизнь, про то, что отец ей дал пощёчину. А что мне делать? Она ждет моего участия. Причем практически ежедневного участия. А у меня своя жизнь. Сложный график. Сын растет. Бывает, устаю и не могу отреагировать "правильно", так, как они ждут. Представляете, я два с половиной часа отыграла спектакль, я с ними стою минимум час. Они же меня не выпускают...

 

- А чем занят этот час?
- Я выхожу, они обступают меня в предбаннике. Более активные пробираются в предбанник: "Елена Юрьевна, подождите, а то там толпа..." Проявляют заботу... Я расписываюсь на фотографиях, которые они с собой приносят. Причём не просто фотографии, а работы по фотографиям, иногда очень красивые. Иногда какие-то коллажи, фотомонтажи. Дарят что-то...

- Я видел однажды, как вам принесли сборник стихов...

- Это был уже третий. Причем стихи замечательные, глубокие. А одна девочка из Уссурийска пишет мне каждую неделю письма. Я приезжаю в театр и меня всегда ждёт пачка её писем. Она прислала мне альбом, в который её мама собирала эотографии старых артистов. Это потрясающе, такого же нигде не найдёшь. Дарят ангелочков, вазы, подсвечники, календари... Я же вижу, что это небогатые девочки, но они всегда с букетами. Знают, что я люблю белые тюльпаны, и пока они продаются, покупают и приносят. Я уезжаю домой с охапкой белых тюльпанов.

- Потрясающе!.. А как вам пришло в голову устроить встречу, которая стала теперь ежегодной?

- У меня организовался выходной день и понятно было, что у меня был день до и день после, чтобы отдохнуть. Нашли кафе. Я там никогда не была до этого. Приезжаю, сидят человек сто, на экране идут отрывки из моих фильмов, - мой агент это организовал. Невероятное количество цветов, пакетов. Меня встречает человек, который из Питера ехал всю ночь. А никаких ведь объявлений не было, только одной строкой на моем сайте: "Там-то тогда-то состоится встреча..." В этом году точно так же. И дальше - их голубиная почта. Эти встречи нужны не только им, но и мне. Происходит взаимный обмен энергией (надеюсь положительной). Мне хочется лично выразить свои благодарность за их поддержку. К тому же эти встречи необходимы еще и потому, что в интернете стали появляться какие-то двойники, которые общаются от моего имени на Одноклассниках.ру, например. Зарегистрировались как Елена Ксенофонтова и отвечают на вопросы. И не только там... И мне девочки пишут: "Вот вчера вы сказали..." Я спрашиваю: "Когда сказала? Где сказала?" Наверное, это тоже признак популярности.

- О личной жизни вы не говорите. А тогда о чём спрашивают вас люди?

- А много других тем. Спрашивают о фильмах... А кто она такая, Елена Ксенофонтова? Или: "Если к вам придёт девушка и спросит: можно ли поступать?" что вы скажете?" Скажу: не надо этого делать.

- Почему?

- Не надо. Я, например, находясь сегодня на волне, не могу сказать, успешна я или нет. Всё так зыбко и так субъективно. Не всегда понимаешь - правда это или только иллюзия... Я вроде много работаю, но завтра могу соскочить и стать никому не нужна. Это ведь возможно... Я очень трезво к себе отношусь, я точно знаю, чего я до сих пор не могу в профессии. Очень хочу, но не могу...

- Чего?

- Много чего. Мозги часто мешают мне. Я не научилась доверять режиссёрам. То ли мне не везло, не знаю, скорее всего - это моя личная проблема, а не режиссёров. Я им не верю, я сам себе режиссёр, а это не правильно, так - плохо. Я белой завистью завидую, когда встречаюсь с талантливыми, живыми, раскрепощенными молоденькими девчонками, вспоминаю себя в двадцать лет - зажатую, хотя первый курс был давно позади. Вокруг играли звезды. Помню, мы "Чайку" репетировали. Я домой приду, напридумываю всего. Прихожу в театр... Тут Васильева начинает говорить. Ладно, я потом скажу. Только снова соберусь - тут Глузский...

- Общение с ними в профессии что-нибудь дало?

- Очень многое. Даже не общение, а наблюдение. Я пришла потом в Театр Джигарханяна, где все молодые. А в нас, молодых, какой-то вирус сидит, который в каждом новом поколении еще и прогрессирует: мы не умеем репетировать, не хотим искать. Мы -такие люди результата, быстренько-быстренько найти пусть средненький, но результат. Стыдимся поиска... Когда мы репетировали "Чайку", у меня тотально ничего не получалось, и я это понимала.

После каждой репетиции ближе к премьере я просто рыдала белугой в гримёрке. И вот однажды - стук в дверь. Заходит Михаил Андреевич Глузский, с которым мне посчастливилось общаться. У нас было много хороших разговоров на гастролях, два деда ко мне приходили, сами водку пили - Дуров с Глузским, а я сидела и их слушала, пигалица. И вот заходит он, мрачный и грустный, и говорит: "Я сейчас тебе скажу, но ты, смотри, никому..." И после долгой паузы говорит: "У меня ничего не получается. Мне столько лет, я народный артист, а у меня ничего не получается. Мне режиссёр говорит, а у меня не получается. Он говорит, а я не могу сыграть элементарно!" В тот момент мне хотелось плакать от счастья, потому что я поняла: "Господи, это оказывается нормально, что у тебя не получается!" Главное, не делать вид, что ты на коне, а начать искать. И впоследствии, репетируя с хорошими молодыми актерами, мне не раз хотелось сказать: "Господи, вы бы видели, как репетируют старики!" Сколько бы грозной ни казалась Васильева, закрытой, но я видела и видела недавно, когда мы работали вместе в проекте "Сердцеедки", как она ищет и как она на самом деле хочет найти, хотя и прикрывается тем, что зрелая и всё умеет... Вот я к этой открытости прихожу только сейчас, хотя мне скоро исполнится 36 лет. Я только сейчас понимаю слова про то, что в этой профессии ничего не стыдно. Не пошлость какая-то имеется в виду, а все твои чувства, твой багаж, он -твой. У тебя ничего больше нет. Всё остальное очень относительно. Книги, наблюдения - это хорошо, но всё-таки умозрительно. В тебе самом не меньше интересного, чем ты можешь узнать вокруг...

- Если вернуться к фанатам или поклонникам. Как защитить свой внутренний мир? Ведь они наверняка знают, где ты живёшь. Видят, кто к тебе идёт.

- Знаете, как они вычислили, где я живу? Дикая история. Я сама не вожу, у меня есть водитель Саша. Однажды я сажусь в машину, смотрю, он начинает как-то суетиться и рвано ездить. А я вообще боюсь автомобилей, люблю тихую езду. Лучше выехать за четыре часа. И потому я всегда рано выхожу, в театр приезжаю раньше всех. А тут я вышла, поговорила с девочками. Всем улыбнулась, со всеми сфотографировалась. Села в машину, смотрю, водитель очень нервничает. Говорит мне: "Лен, за нами следят". Я говорю: "Да у тебя уже мания преследования!" - "Нет". Мы оторвались тогда, потом уже Саша придумал маневры, чтобы уходить. Однажды за нами ехала машина на гастроли. Но как-то я допустила ошибку. У меня была фотосессия, и, чтобы далеко не ходить, мы снимали в том районе, где я живу. И недалеко за домом сделали фото около ржавых качелей. Фотографии вывесили на сайте. Так вот, девочки вычислили качели. Они устраивали рейды по району, походили неделю-две-три, пока не увидели нашу машину. Стали следить за машиной и так вычислили, где я живу.

- Стало хуже?
- Думаю, это - перебор. Я это никак не приветствую. Вот, например, девушка одна, очень хорошая, умная. Но вот как-то она уж очень прониклась ко мне. Дарила подарки, какие-то невероятные букеты, с ней было интересно общаться (по крайней мере те две минуты, которые я позволяла себе пообщаться с ней в предбаннике театра). А потом она попыталась в меня внедриться. "Я вас приглашаю в ресторан", "Давайте дружить, я всегда приду к вам на помощь. Вы сегодня плохо выглядели. Вы болеете? Может, вам принести лекарство?" Или: "Вы сегодня очень долго стояли на улице с поклонниками. На улице холодно, в следующий раз я их разгоню". Как? Вы кто? Почему? Это моя территория! Дальше - больше. Она узнала, где я живу, приходила ко мне во двор. Я вынуждена была резко ответить: "Не надо влезать на мою территорию!"

- И что?
- Девушка обиделась и за этим последовало много неприятного. Я начала получать письма: "Я стою на окне, вот я сейчас спрыгну..." Я пыталась разговаривать. У неё были ещё две подруги. Хорошие девчонки. Они приходили ко мне во двор. Но тут внутри у неё что-то переклинило. Она или не она, не пойман не вор, мне нагадили в подъезде. И написали белой краской: "Елена Юрьевна, вы не правы". 

- Раньше, например, актёрам писали с просьбами помочь...
- Такое часто бывает. Пришло письмо из какого-то очень далёкого города. Помогите, пожалуйста, у нас в роддоме подменили ребёнка, мы можем это доказать. Вот ты сидишь, читаешь письмо от мужчины и думаешь: "Возможно, он сумасшедший, а вдруг - правда?" И я звоню своему агенту и прошу: "Олег, позвони туда". В письме оставили телефон. Может, им нужны юристы? У меня есть хорошие юристы. Он звонит. Подходит мужчина: "Ой, я не знал, что вы отреагируете". Нормальный, трезвый голос человека. "Елена Юрьевна может вам помочь, подумайте, что она может сделать", - оставляет телефон. Человек не перезванивает. Но у меня во всяком случае совесть чиста... Они знают обо мне больше, чем я сама. Например, о моих премьерах они узнают раньше и меня ставят в известность. Иногда пишут письма: "У меня умерла мама, отец меня никуда не пускает. Можно я приеду, будьте моей мамой". За меня очень волнуются мои близкие, спрашиваю, не слишком ли я близко их подпустила, но я по-другому не могу.

- А ограничения есть?
- Я сразу сказала, что никогда не будет обсуждаться моя личная жизнь. Если на сайте будет обсуждение предполагаемых романов - вы будете удалены.

- Так это же самое интересное!
- Нет, не на моем сайте. Знаете, какие темы на форуме обсуждаются? Новые фильмы, спектакли, выкладывают фотографии, обсуждают новые составы. Я узнаю о театральной жизни Москвы и Санкт-Петербурга от этих девочек. Знаете, какие есть трезвые люди...

 

- Но, условно говоря, когда вы решите выйти замуж, они будут вам мешать...
- Они дежурят во дворе. Были ситуации когда я выходила из машины с молодым человеком. Дальше мне приходило письмо: извините нас пожалуйста. Может где-то это обсуждается, но до меня это не доходит. Есть некоторые табу. Некоторые стороны моей личной жизни я со своими родными не обсуждаю. У меня мама узнает последней когда я выхожу замуж. А тут - посторонние люди. Должна же быть какая-то территория, пусть небольшая, но моя. Они и так стали частью моей личной жизни. Я сама выставила на сайте фотографии а сына, потому что он - это часть меня. Тимка растёт, и каждый год в наш альбом я выкладываю фотографии. Зачастую они дарят подарки ему. Какие-то головоломки, конструкторы. Они у меня как-то спросили: "Какая любимая игрушка у вашего сына?" Я говорю: "Слон". И понеслось. После спектакля по пять, по шесть слонов... Забавно!

- Могут люди из этого круга проникнуть в круг ваших друзей?
- Есть девочка, Джамиля. Я после каждого спектакля её вижу. У неё очень умные глаза, она стесняется фотографироваться или лишний раз подойти. Она одна из авторов тех самых стихов, у неё своеобразные размышления. Она начала мне присылать свои работы с моими изображением. Тут я поняла, что она очень творческий, талантливый человек. И я предложила ей поработать, видоизменить сайт. У моего сайта появились клоны и я придумала новый антураж. Она мне разработала новую страницу дневника, которая ещё не выставлена, потому что пока у меня нет сил и времени новое что-то написать. Я не уверена, что мы станем друзьями, но она была уже у меня дома, привозила диски, мы что-то смотрели. Она не претендует ни на что. Приехала, поговорили. Спасибо - до свидания. Я очень долго и трудно подпускаю к себе людей. Долго держу дистанцию. Для мужчин-актёров поклонницы - это потенциальные... Нет, здесь нет... У меня есть потрясающий поклонник, который уже два года каждый спектакль мне присылает огромную корзину цветов. И если это не тюльпаны, которых много-много-много, то - орхидеи в невероятном количестве. За два года человек меня так "подсадил" на эти корзины... Причём в Сургуте ли я, в Ереване ли я, каждый спектакль местная служба доставки цветов к спектаклю привозит букет. Приятно. И в театре спрашивают: "Ну, что привезли?" Помню, меня девушки спрашивали: "А ты не хочешь с ним поближе познакомиться? А вдруг..." Нет. Может быть, если бы мы познакомились при других обстоятельствах, что-то бы и вышло, а так - нет. И знаете ещё - почему? Я боюсь, что это закончится. А это так красиво! Я, например, собираю авторских кукол. На последней встрече он подарил мне фантастическую куклу, о которой я даже и не мечтала. Есть в Питере такой автор Ирина Дейнеко, у неё потрясающие и очень дорогие работы. И у меня теперь эта кукла стоит. Иногда он так стесняется со мной общаться, что приезжая в другие города, подходит к моему водителю и передает пакет, А в нём - какое-нибудь дорогое вино или книги. Он мне привёз однажды фантастическую старинную работу "Игроки", три китайца играют в карты. Всё это сделано из одного куска дерева. И она у меня дома стоит в коробке, потому что моя квартира, мне кажется, не достойна этой работы.

- Выгодно работать актрисой!

- Иногда - да. Так получается в моей жизни, что я, не обделённая вниманием мужчин, в результате как-то так... Без судьбы. У меня складывается карьера, потрясающий сын, я не голодаю, у меня нормальная квартира в центре Москвы, вроде всё есть, но я всегда мечтала о семье. Была бы возможность, я бы родила не одного, а пятерых. Правда. Я до сих пор очень хочу, чтобы у меня появился хотя бы ещё один ребёнок. Хотела бы, чтобы у меня был дом, какие-то традиции, чтобы мы собирались... Не получается. Когда мне хорошо, я боюсь, что это скоро закончится. И история с этим человеком - такая зыбкая... и хрустальная.

- А бывает, что они против того, чтобы вы играли какую-то роль? "Не хотим, чтобы вы играли в "Трёх сестрах" Наташу, хотим, чтобы вы играли Машу"?
- Такого не было. Бывает, скажут: "Вы знаете, эта роль провальная! Нам стыдно, что вы на неё согласились". Мой админ предложил нескольким поклонницам стать модераторами, потому что трудно стало справляться с сайтом. И вдруг они начали удалять сообщения нехвалебные. Я взбунтовалась: "Вы что? Оставляйте! Если не мат, не прямые оскорбления, то оставляйте". 

- Говорят, в балете бывает - солисты сами покупают цветы поклонникам...
- У меня такой необходимости не было... Мы приезжаем в Сургут, до которого были два города. Играем "Фигаро", поклоны и вдруг - два знакомых лица, а мои девочки - партнёры, в данном случае Ульяна Фролова, которая играет Фаншетту, закричала: "Все это видят, или только я одна?" Вдруг выходят две московские девочки с корзиной цветов. У меня - ужас. У меня водитель из Сургута, он всё время говорил: "Только не ходите в Сургуте одни по улицам! Город тяжёлый, криминальный". Я вдруг понимаю, две соплюшки, им дай бог по 17-18 лет, приехали в Сургут. Бедные их родители. Я говорю: "Вы что, с ума сошли?" А они: "Елена Юрьевна, вы не волнуйтесь, мы комнату сняли". Если бы я была их мамой, дошло бы до рукоприкладства. Если бы у меня не хватило аргументов, объяснить, почему этого делать нельзя, каждая бы получила по пощечине, наверное". Они потом на форуме написали, что Елене Юрьевне не понравилось.

 

- Кого вы больше воспитываете, своего сына или их?
- Даже не знаю... Иногда я думаю, может, не надо было так, надо было, как другие. Но я чувствую себя ответственной за тех, кого "приручила". Если бы я видела отряд малолеток - это была бы другая история. А я вижу людей разного возраста, разного социального, морального и интеллектуального уровня. Пусть эта девочка сошла с ума, но эта женщина абсолютно с трезвыми глазами приходит и говорит: "Спасибо вам" и уходит. И что я должна сказать: "Не приходите, пожалуйста, вы мне надоели"? А она мне не надоела. В конце концов всё делается для них. Я не всегда могу соответствовать ситуации. Не всегда у меня хорошее состояние, и физическое, и моральное. Бывают же просто семейные проблемы. Я приехала, сыграла спектакль и снова в них погрузилась и должна их решать. Например, мама заболела или сын. Иногда я приезжаю на спектакль со съемок, и ещё даже сына не видела. Мне бы домой бежать, а тут... Но у меня было несколько раз, когда я выходила и говорила: девочки, простите, пожалуйста! Они бегом-бегом дарили цветы, я садилась в машину и уезжала. Так вечером бурное обсуждение на сайте: "Что-то случилось? Елена Юрьевна, мы вас любим. Если нужно помочь, вы скажите..."

 

 

 

 

 Беседовал Григорий Заславский.

Журнал ")СТАНИСЛАВСКИЙ(" №11-12.11-12.2008г.